Главному редактору журнала «Охотничий двор» был задан вопрос от Варвары Анатольевны Соневой, раскрывающий актуальную и волнующую многих людей тему:
- Может, я задам Вам некорректный вопрос, но мне все же хотелось бы знать ваше мнение. Как столь жестокое занятие, как охота, согласуется с христианскими понятиями морали? Мой покойный муж был охотником. Жили мы с ним хорошо. Когда он возвращался с охоты, он буквально светился. Я относилась к этому с терпением, хотя в душе не могла его понять. А уж смотреть на убитых уток просто не могла. Кстати, муж всегда готовил дичь сам и делал это с радостью. Я удивлялась, что хорошего может быть в этом? Сколько я ни спрашивала мужа, что дает ему это занятие, он так и не смог мне растолковать. Больше всего меня удивляло, как таким занятием увлекается добрый душой человек. Задаю я Вам этот вопрос неспроста. Дело в том, что мой сын пошел по стопам отца. Объясните, что делать с этим мне, человеку верующему?
- Мне кажется, что делать ничего не нужно. Увлечение охотой – занятие светлое и нравственное. Оно во многом облагораживает человека и заставляет смотреть на окружающее его бытие по-иному. Главное - охота пробуждает в человеке стремление к познанию окружающего мира, а также его творческое начало. Вероятно, Вы мне возразите, что есть же люди, стреляющие во все живое. Конечно, есть. Не каждый человек, купивший ружье, – охотник. Думаю, что Вы со мной согласитесь, что и не каждый носящий на шее крестик – верующий.
Занятие охотой не противоречит понятиям христианской нравственности. В Библии говорится, что Творец создал животных для того, чтобы ими пользовался человек. Более того, прямо указывается, какие из диких животных можно употреблять в пищу. Кстати, этот вопрос затрагивается практически во всех.
Обязательно возразят, а как же одна из основных христианских заповедей - «не убий». Дело в том, что она относится исключительно к человеку.
Охота – не просто увлечение. Это потребность, заложенная глубоко в душу некоторых людей. Этой потребности и увлеченности уже несколько веков. Не стоит думать, что сегодняшний эволюционный уровень человечества состоялся сам по себе. Охота сыграла здесь не последнюю роль. Именно умение добыть пропитание дало толчок человеку к изучению и познанию природы. Именно охота способствовала началу и развитию таких ремесел, как скорняжничество и портняжничество. Да и охота к религии была не равнодушна: поклонение богам было залогом успеха на охоте. А милосердие к животным и их детенышам привело в итоге к рождению животноводства. Много сделала охота для становления человека. Помните, ведь и живопись как вид искусства родилась впервые на стенах пещер древних охотников.
Сегодня в споре о нужности или вредности охоты люди занимают непримиримые позиции. Но при этом противники охоты с удовольствием едят бифштексы и носят столь модную кожаную обувь и одежду. А разве это не проявление лицемерной жестокости - выращивать и ухаживать за теленком для его убоя?! Обычно в таких случаях противники охоты говорят: «Но я этого не вижу». Не лицемерие ли это?
По моему мнению, стоит ко всему подходить разумно и вдумчиво. Очень важно, кто и как говорит об этом. В религии ведь тоже так. Я уважаю верующих людей любой конфессии, так как ими в вере руководит добро и справедливость Творца. Но подумайте, разве не религия привела людей к понятиям иноверцы или неверные? А сколько жестокостей в истории человечества творилось под флагом религиозной нетерпимости! Тут и Крестовые походы и зверства инквизиции.
Мне не хотелось бы, чтобы мой ответ превратился в спор о религии. Стоит уважать в человеке его нравственное начало и совесть. Ведь именно совесть руководит людьми, когда они остаются один на один с собой. Увлечения охотой не стоит бояться, так как из многих увлечений оно едва ли не самое нравственное.
|