Фестиваль PR и рекламы: как это былоЖанр данного опуса я определила для себя, как «Заметки на полях программы фестиваля», потому что рассказать обо всем, что происходило в эти первые летние дни в одном из залов московского клуба «Билингва», просто невозможно. Ибо, скажу сразу, плотность общения, количество и качество полученной информации – безусловные достоинства мероприятия. Формат фестиваля предполагал как некую кулуарность (тому способствовала клубная атмосфера), так и полную свободу общения. Перетекание аудитории и выступающих из зала, где проходила сессионная часть, в зал, где подавали кофе, скорее поощрялось. Вначале мне показалось, что организаторы сильно рискуют лишиться большего числа участников в первые же часы, но я ошиблась: к вечеру первого дня народу в зале было явно больше, чем утром. Благодаря такой организации, практически любой желающий получал доступ к любому из экспертов и мог тет-а-тет получить ответы на любые вопросы! И сколько бы ни было этих желающих и вопросов у них, темп и плотность мероприятия не страдали, ибо место отговорившего тут же занимал следующий оратор. С самого начала фестиваля стало ясно, что будущее отрасли многие эксперты напрямую связывают с проектами, полностью или частично ориентированными на аудиторию Интернета. Первый же эксперт, Кирилл Чистов (Информационный портал Subscribe.ru), привел впечатляющую цифру: в разгар рабочего дня поисковая машина Рунета отвечает на 480 запросов в секунду! Перспективы уже очевидны: отслеживая запросы, можно более точно ориентировать рекламную кампанию на конкретного потребителя, доставляя ему информацию с учетом специфики поведения. О другом способе продвижения в сети – развлекательном маркетинге — рассказал Тимофей Бокарев, директор холдинга Next Media Group. Выступление изобиловало интереснейшими примерами, в том числе и из собственной практики, и настолько меня впечатлило, что я записала его на диктофон, намереваясь предложить расшифровку читателям сайта. К счастью, «Эксперт» меня опередил, опубликовав основные тезисы выступления в материале «Разделяй и развлекай». «За скобками» остались лишь эмоциональность Тимофея, его увлеченность темой – но этого на бумаге не передашь. Ярчайшей звездой первого дня фестиваля стала Светлана Колосова, директор коммуникативного агентства «Старая площадь», рассказывавшая об особенностях построения личного бренда. Пересказывать, оценивать, описывать это выступление – дело неблагодарное, это надо слышать и видеть. Попробую хотя бы охарактеризовать форму подачи материала при помощи нескольких цитат, которые успела записать: Думаю, такая подача делает доступным и запоминающимся материал любой степени сложности… В общем, строительство собственного бренда я доверила бы только Светлане Колосовой! Второй день фестиваля открыла Наталья Орлова, ответственный секретарь РАСО. Вот некоторые цифры и тезисы из ее выступления. Российская Ассоциация по связям с общественностью объединяет 135 корпоративных (в основном это PR-департаменты крупных коммерческих структур) и индивидуальных членов. Состояние рынка PR-услуг определяет сегодня скорее бизнес (финансовые, IT, фармацевтические и добывающие компании), а не политика, как это было раньше. Появляются крупные региональные игроки, в ответ на повышение требовательности клиентов агентства расширяют спектр услуг. И все же тенденция, когда 10-15 крупных PR-агентств с оборотом порядка $10 млн. забирают практически все деньги, сохраняется. Особенностью российского пиара, по словам Натальи Орловой, является то, что в отрасли доминирует роль личности: в отсутствии четких правил игры PR имеет характер своих лидеров – руководителей крупнейших агентств. Среди проблем отрасли Наталья отметила разницу в отношении клиентов и специалистов PR-агентств к возможностям последних: заказчики готовы пока еще доверять агентствам лишь проведение специальных мероприятий, в то время как пиарщики чувствуют в себе силы для участия в управленческом менеджменте компаний. В качестве перспективных направлений были названы Government Relations, репутационный менеджмент, внутрикорпоративный PR. А потом… Потом перед собравшимися выступил человек, который в программе был обозначен очень скромно: Кристианс Розенвалдс (Латвия). И я поняла, как много мы потеряли, когда отделилась Прибалтика. Потому что ИХ мужчины, судя по Кристиансу, умны, обаятельны, эрудированны, образованы, отлично разбираются в предмете… В общем, если вам удастся заполучить господина Розенвалдса в качестве тренера на семинар по паблик рилейшнз – это будет большая удача для Вас! Вот и все. Нет, не все – его выступление у меня в диктофоне, так что читатели сайта вскоре получат возможность с ним ознакомиться. Второй день семинара безусловно украсил собой и Игорь Ганжа, известный в узких и широких кругах рекламистов гуру брендинга, обладатель многочисленных наград и прочая и прочая. Он много ездит по стране, суть его замечательного метода изложена в книге «Креактив» и многажды описана в Интернете, поэтому о том, ЧТО говорил Игорь, я писать не буду. Я расскажу, КАК он общался с аудиторией, получавшей во время его выступления истинное удовольствие. Итак, Игорь Ганжа: Безусловно, не все эксперты так виртуозно овладевали вниманием аудитории, но если говорить о содержательной части выступлений, то практически все были как минимум полезны. Начала было перечислять фамилии, но перечень получился довольно длинным и нечитабельным… Решила его не приводить, ведь полный список спикеров с указанием тем можно посмотреть на сайте фестиваля или получить у организаторов. Кстати, об организаторах: Александр Белгороков, новоиспеченный директор образовательного центра РАСО, сам талантливый тренер, явно одержим идеей донести как можно большее количество полезной информации до как можно большего количества людей. Кроме того, он явно считает, что эта самая информация гораздо лучше усваивается в комфортной обстановке (создавая свой имидж «для внешнего потребления», он, по его словам, сознательно выбрал «одежду, в которой удобно сидеть на асфальте»). Думаю, в данном случае формат мероприятия во многом явился отражением личности его вдохновителя и организатора. Он рискнул нарушить некие каноны – и не проиграл! Отличным от других показалось мне выступление Романа Пивоварова, со-директора проекта Adconsalt, который позволил себе усомниться, что «маркетинговое продвижение в сообществах шагает по планете» и порассуждать о том, почему большинство проектов проваливаются. Почему те, кого мы хотим считать целевой аудиторией, не соглашаются ею быть? Разобрав способы построения сообществ и методики управления ими, Роман предложил слушателям, прежде чем воспользоваться этими инструментами, задуматься: может быть, в стратегическом плане выгоднее формировать комьюнити компании/бренда на основе свободы выбора и партнерских отношений с потребителем? И еще одно выступление, о котором хочется сказать особо. Инна Алексеева, руководитель PR-департамента коммерческого банка DeltaCredit, рассказала о своем опыте поиска PR-агентства для постоянного сотрудничества. Выгоды партнерства Инна видела в возможности использования профессионального опыта специалистов, получении нестандартных решений от людей, не зависящих от руководства компании, а значит – более свободных в творчестве. Эту презентацию Инна выложила на своем блоге, поэтому те, кому это интересно, могут узнать, нашла ли она в Москве то, что искала… Резюмируя, мне хотелось бы привести еще одно высказывание, наиболее точно охарактеризовавшее то, что происходило на фестивале РАСО. Юний Давыдов из R&I GROUP сказал: «В учебниках этого нет. Учебники пишем сейчас мы с вами». Ну все, с моими субъективными впечатлениями покончено. Теперь – несколько мнений тех, с кем посчастливилось провести 3 дня в клубе «Билингва». Ольга Зверева
|