Найти классного пиарщика – проблема. Причем, проблема двусторонняя: и руководители не всегда знают, чего требовать от PR-специалиста, и сотрудник часто оказывается, мягко говоря, неподготовленным. Мы же хотим помочь нашим читателям не ошибиться в выборе, поэтому представляем галерею типов неэффективных пиарщиков – тех, кто подрывает имидж компаний. А для контраста мы набросали портрет идеального PR-менеджера – того, кто вам нужен.
Генеральша
Генеральша – средний палец правой руки генерального директора. Демонстрируется каждому, кто хочет получить комментарий от первого лица компании. «Какой комментарий? Игорь Борисыч только что вернулся из Давоса… Ну, если хотите, я прокомментирую». Смесь гонора, лени и мелкого тщеславия (день начинается с поиска себя любимой в «Яндексе»). Как правило, манерна, тянет гласные, обожает Таркана и Андрея Малахова… Генеральша полностью адекватна отношению своего начальника к прессе. Тот давно решил, что газетные черви не достойны коммуникации с ним. Таким образом, Генеральша исполняет роль фильтра. Связи с общественностью для нее – это треп со «статусными мужиками» на светских раутах.
Такса
Чрезвычайно подвижное существо, которое «машет хвостом» когда надо, и когда не надо. Слишком активное, чтобы вызывать уважение журналистов. По количеству рассылаемых Таксой пресс-релизов можно подумать, что ей платят деньги построчно. Новость ее начинается примерно так: «Наша производственная компания внедрила новую сетку в коллекцию душевых трубок…» Иногда этот спам сопровождается заливистым тараторением в телефонную трубку («у меня уточнение: презентация новой сетки состоится в квартире нашего генерального директора не в 7 утра, а в 7.30. Сбор у домофона. Записывайте адрес…»). В конце концов, письма Таксы удаляются не глядя, а секретарь редакции получает четкую инструкцию: будет звонить Такса, я или в отпуске, или в командировке.
Мороженое
Наполнитель штатной ячейки «PR-менеджер» с зарплатой 400-600 долларов. Размер вознаграждения вполне соответствует талантам привлеченного кадра. А иногда и превышает их. Любой запрос журналиста заставляет Мороженое таять и стекать липкой жидкостью по ушам звонящего. «Я не знаю… как еще раз тема?.. по почте? ой, я еще не освоила Outlook…». С точки зрения журналиста, Мороженое – образец неадекватности. Некоторые, впрочем, пытаются поменять настройку Мороженого, доводя свои вопросы до молекулярной простоты. Все тщетно. Если же вдруг – о, чудо! – удается получить какой-то комментарий руководителя или съездить к нему на интервью, итоговый текст так и остается на сверке. А когда он выходит не сверенным (дедлайн!!!), Мороженое звонит с истеричной претензией, которая выражается в беспорядочном словобульканьи. Это значит, что Мороженое переходит из жидкого состояния в газообразное и навсегда улетучивается из базы журналиста.
Фактурник
Обычно мужчина. Возглавляет PR-отдел большой компании, избалованной вниманием прессы. Главное (и часто единственное) достоинство Фактурника – представительный вид и манеры. Он стильно одевается, говорит колоротурным меццо-баритоном, уместно шутит, виртуозно возвращает беседу в серьезное русло. Работодатель платит ему большие деньги по тем же причинам, по которым Путин берет на официальные встречи своего лабрадора Кони. Конечно, определенная польза от Фактурника есть – на всяких конференциях и отраслевых тусовках он подчеркивает солидность компании. Но это, пожалуй, все. Черновую работу за Фактурника делает его помощник(ца). Вот этот человек второго плана умеет все: и поддерживать рабочий контакт с журналистами, и писать заказные статьи, и редактировать книгу топ-менеджера, и говорить по-английски… Только что офис не моет. Чтобы стать главным пиарщиком, ему элементарно не хватает амбиций. Поэтому Фактурник главенствует.
Приватница
Этот вид делится на два подвида – мягкий и брутальный. Мягкий – это когда Приватница, знакомясь, сразу переходит на ты, игриво пытается внушить журналисту представление об особенных отношениях с нею. А если отношения особенные, дружеские (как она думает), значит, любой ее информационный повод заслуживает внимания редакции. Значит, надо как можно скорее готовить большой материал об успехах компании. Как же иначе? Правда, мягкая Приватница все же чувствует грань приличия и не переходит ее. А вот брутальный подвид Приватницы использует весь арсенал давления, включая лесть и шантаж. Звучит это примерно так: «Ну, Вить, ну ты чего… у нас сейчас такой грандиозный проект… мы тебя первым приглашаем… кто еще сможет об этом гениально написать… ну ты не обижай меня…» и т.п. Абсолютно гиблая PR-стратегия, поскольку только в дурном сне журналисту может присниться, что он чем-то обязан PR-менеджеру.
Икота
Имя дано в честь открытия Венедиктом Ерофеевым иррациональной сущности икоты. Как установил русский классик, предсказать временной промежуток между двумя иками невозможно. Точно также нельзя прогнозировать поведение PR-менеджера типа Икота. На письмо с просьбой об интервью он/она может ответить через неделю, месяц, год. Столь же стихийно и настроение Икоты. То она весела и добродушна, зовет на корпоративную вечеринку, то презрительно цедит в трубку: «Нет… нет… все в разъезде… до свидания». Потом приходит поздравительная открытка с Днем космонавтики… Очевидно, Икота так нравится своему начальству, что может играть в PR, как ей заблагорассудится. Именно по вине Икоты многие руководители по-прежнему ассоциируют PR с фейерверком. И искренне удивляются тому, что негативных публикаций о компании становится все больше и больше.
Кентавр
Рядовой сотрудник отдела маркетинга/рекламы, который помимо основной работы отвечает еще и за PR. Свою нагрузку, естественно, терпеть не может, но раз шеф требует, надо хоть что-то делать в этом направлении. Это «что-то» – вялая переписка с журналистами (сплошное «динамо»), организация корпоративных праздников вместе с отделом персонала, бдение в интернете в поисках идеи какой-нибудь PR-акции. Мучения Кентавра заканчиваются, когда приходит новый прогрессивный директор по маркетингу. Он или нанимает нормального пиарщика, или покупает услуги PR-агентства. После чего у Кентавра на месте копыт отрастают лягушачьи лапки, и он с удовольствием возвращается в уютное болотце статистики и Excel.
Надёжа (идеальный пиарщик. Он же - нормальный)
Человек, который понимает, что журналист – такой же клиент компании, как и розничные покупатели. Надёжа знает: чтобы сделать успешный PR, надо удовлетворить потребности журналиста. Лентяй? Значит, придется сделать как можно больше его работы. Написать такой пресс-релиз, который не нужно редактировать, и из которого легко сделать новость или статью. Забывчивый идиот? Надо позвонить ему, похвалить за статью из последнего номера и напомнить, что текст ждут на сверку. Самоуверенное хамло, лезущее к руководству в обход PR-отдела? Надо объяснить ему, что взаимодействовать с PR-менеджером намного проще и эффективнее. Все это умеет Надёжа. И внутренний PR он не запускает, поскольку сотрудники компании – тоже клиенты! А, значит, им нужны конкурсы на внутреннем сайте, оригинальные празднования 23 февраля и 8 марта, поощрение в виде внимания (в чем нуждаются все – от директоров до экспедиторов). Из всего этого складывается имидж компании. Благодаря Надёже и правильному пониманию функций PR генеральным директором.
Напоследок отметим, что неэффективные пиарщики часто укореняются в компании и ведут свою «подрывную деятельность» при попустительстве руководства. Так бывает, когда руководитель недооценивает значение PR и не отслеживает действия горе-специалиста, не ставит перед ним четких задач. Не совершайте этой ошибки! Помните, что мнение общественности о компании и о вас, как топ-менеджере, формирует пиарщик.
Журнал "Маркетинг Менеджмент".