Медиаплан для виртуального мираС момента возникновения онлайн-рекламы, реклама и маркетинг совершили громадный скачок от концепции монолога к концепции беседы. Одностороннее зеркало в комнате для фокус-группы уже давно потеряло свою непрозрачность и стало прозрачным, как лобовое стекло. Потребительский контроль, будь он реальный или воображаемый, диктует условия, при которых происходит реклама и маркетинг. Реклама, которая приглашает аудиторию принять участие в обсуждении и получить таким образом бренд-экспириенс, как правило, проходила в рамках имейл-кампаний, двусторонних баннеров (two-way banners) и блогинга. Или это принимало форму экспириенса, который аудитория получает в процессе работы с контентом, как, например, в продакт-плейсменте (product placement). Оба эти подхода пытаются сделать рекламу частью персонального "flow experience", то есть, частью ежедневной деятельности и опыта индивида. Поскольку медиа-потребление является частью чьей-то ежедневной жизни, то и будучи частью этих медиа рекламщик становится частью чьей-то жизни. Одной из форм такой рекламы является in-game-реклама. Но ещё более интересной является in-game-реклама в игровых онлайн-пространствах, которые сами по себе являются полноценными альтернативными реальностями. Это не просто игра: это альтернативная жизнь MMORPG существуют уже достаточно времени, однако, в основном, всё ещё остаются уделом разных фриков и гиков, если говорить о таких играх, как EverQuest, World of Warcraft и - моя любимая - Star Wars Galaxies. Но в последние месяцы MMORPG типа Second Life стали привлекать к себе всё больше внимания, поскольку там начала появляться более интересная аудитория. В основном, это молодые, очень увлечённые, мужчин среди них не на много больше, чем женщин, и эта аудитория продолжает расти. Благодаря тому, что этот феномен замелькал в хедлайнерах, он привлёк внимание маркетологов, которые собираются использовать подобные возможности. Но как именно мы можем это применить? Впрочем, если использовать MMORPG, как механизм для распространения коммерческих месседжей, в этом не будет ничего нового. Если вы всё-таки решили этим занятья… Если аудитория подобных игровых онлайн-миров представляет собой лакомый кусочек для каких-то маркетологов, это ещё не означает, что она также подходят и вам. Достаточно ли велика эта аудитория? Хотя, вокруг MMORPG стоит куча шума, по поводу их популярности, эта аудитория не так уж и громадна. Согласно comScore, количество уникальных посетителей Second Life сейчас меньше полумиллиона, удвоившись после того, как в ноябре прошла новостная блиц-кампания. Влияете ли вы на тех людей, к чьему мнению прислушиваются? Да, но кто именно прислушивается к их мнению? Просто-напросто, нет достаточной информации, по которой можно судить о том, что лучше всего будет готова воспринять аудитория в подобном месте. Куда более становится шире пространство для действия, если работать с аудиторией, которая находится в точке пересечения микросимуляторов (например, The Sims) и RPG (например, серия Everquest). Впрочем, это, конечно же, зависит от конкретного типа виртуального мира. Second Life более реалистичный, a la The Sims, а Habbo Hotel больше похож на Neopets, с более юной аудиторией, чем та, которая интересует большинство маркетологов. Коммерческий потенциал с точки зрения рекламы достаточно хороший, но всё упирается в те же самые проблемы, что и с advergame- и in-game-рекламой: как получить данные об аудитории (параметры, демография) и о действии рекламы в подобных местах. Может показаться, что именно это является причиной провала Sims Online, но тут дело в том, что всё было довольно по-хамски: рекламу Dell невозможно было прервать; McDonald's выглядел каким-то идиотским киоском - в общем, рекламщики сами не потрудились принять органичный и приемлемый для игроков вид. Ещё одна проблема, которая родилась много раньше и которая давно стоит также перед блогами и чатами: маркетологам не хватает контроля над этой территорией. Те из разумных рекламщиков, которые понимают, что времена контроля над потребителем позади, и что пришли времена, когда надо быть со своими потребителями партёрами, найдут MMORPG мощной средой. dv-reclama
|